Школьная библиотека |
Педагог-библиотекарь ЧОУ СОШ “Альтернатива”
Коняшкина Ольга Алексеевна,
высшая квалификационная категория.
Образование – высшее, Краснодарский государственный
институт культуры, библиотечный факультет.
Присуждена квалификация библиотекарь, библиограф.
Тема самообразования: Формирование читательской грамотности через овладение современными технологиями работы с книгой.
Деятельность библиотеки регламентируется соответствующим Положением.
В условиях нашего учебного образовательного учреждения мы стремимся создать развивающую образовательную среду, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ученика.
Наша цель оживить теоретические знания, приобретенные во время учебных и библиотечных занятий, приобщить учащихся школы к более активному пользованию библиотекой, помочь им использовать полученные знания в творческой и учебной работе.
Системный кризис читательской культуры и, как его проявление – снижение интереса к чтению, возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе, увеличение количества потоков информации определили необходимость оперативного педагогического отклика на современную ситуацию с уровнем читательского развития школьника.
Коняшкина Ольга Алексеевна тщательно продумывает работу с учащимися, согласовывает с учениками правила и процедуры совместной деятельности, проявляя внимание ко всем предложениям и идеям учеников.
«Премьера библиотечно – лингвистического театра».
День гуманитарных наук завершился театрализованной постановкой Библиотечно – лингвистического театра для учащихся 5-8 классов «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Под руководством педагога – библиотекаря Коняшкиной О.А. была проведена серьезная подготовительная работа по созданию импровизированной ленты времени: участники готовили костюмы, занимались оформительской работой, подбирали музыку, обсуждали сценические образы. Ей активно помогали классные руководители Баранов А.С., Данильчук Н.А., Проскурякова Л.Я.
Ребята узнали много интересного об истории русского языка, познакомились с его реформаторами: Петром 1, М. В. Ломоносовым, Н. М. Карамзиным, А. С. Пушкиным, совершили путешествие в прошлые столетия…
Юные актёры с удовольствием перевоплощались в образы исторических личностей, заворожив своей игрой всех зрителей. Каждый выход сопровождался музыкой той эпохи, о которой шла речь!
Это мероприятие, давшее возможность всем присутствующим окунуться в эпоху становления и развития русского языка, стало своеобразной лентой времени.
Динамика учебного сотрудничества просматривается как последовательное движение ученика: от сотрудничества с педагогом, к самообразованию и далее к сотрудничеству со сверстниками и социумом.
Сопроводительные документы:
Основные задачи библиотеки:
- Формирование творческой личности школьника, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.
- Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
- Предоставление возможности для создания и использования информационной базы: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.
- Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
- Обеспечение учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей, учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности.
- Содействие реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.
- Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
- Оказание содействия и принятие участия в мероприятиях, проводимых в рамках творческой недели и подготовки научной конференции школьников.
- Оказание помощи в проектной деятельности учащихся и учителей.
- Формирование комфортной библиотечной среды
Основные функции библиотеки:
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей в концепции школы формирование позиции школьника как активного участника образовательного процесса.
Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида и носителя.
Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Количество учащихся 145, из них читателей 92
- Количество учителей 25, из них читателей 25.
- Другие работники и родители 16.
- Книжный фонд составляет – 5944 единицы, из них 2591 – учебники, 3070 – художественная литература, 165 – методическая литература, 118 экземпляров – электронные пособия.
Фонд дополнительной литературы включает: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке,
физической культуре и спорту, экологии, справочные и периодические издания. Читальный зал стационарно оборудован мультимедийным проектором и экраном, автоматизированным рабочим местом
библиотекаря, электронными книгами и спектаклями -13 штук, художественными фильмами на основе художественной и документальной литературы. Имеется компьютерная зона 2 места с доступом
в Интернет и 2 места для учащихся без доступа в интернет.
Для своевременного и качественного информирования участников образовательного процесса в библиотечно-информационном центре своевременно обновляются информационные
стенды.
Решением педсовета от 30.08.2019 № 1 утвержден список учебной литературы частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Альтернатива» на 2019-2020 учебный год.
Контрольные показатели
Показатели |
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Количество учащихся | 144 | 145 | 151 |
Количество читателей | 171 | 192 | 177 |
Из них учащиеся | 135 | 135 | 145 |
учителя | 25 | 25 | 26 |
Посещений | 2374 | 2378 | 2420 |
Книговыдач | 3745 | 3800 | 3812 |
Книгообеспеченность учебной литературой | 100% | 100% | 100% |
Читаемость | 17,6 | 17,3 | 17,8 |
Посещаемость | 17,4 | 17,4 | 17,5 |
Обращаемость | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
2020/2021 Книжный фонд составляет 6062 единицы, из них 2625 – учебники,
2671-художественная литература, 165- методическая литература,118 экземпляров электронные пособия
Обеспечение образовательного процесса официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой
Обслуживание учащихся школы проводится согласно расписанию работы библиотеки, с целью выявления задолжников проводился регулярный просмотр читательских формуляров, беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения.
Режим работы библиотеки:
Понедельник, вторник, среда, пятница: с 8.30 до 16.00
Четверг: методический день
Суббота, Воскресенье: выходной.
Последний день каждого месяца: санитарный (обслуживание читателей не производится).
Библиотечно-библиографические и информационные уроки проводятся согласно плану работы школьной библиотеки. К библиотечным урокам разработаны и оформлены презентации.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.
Главная задача, которую ставит перед собой педагог-библиотекарь заинтересовать ребенка и побудить его взять книгу в руки не по заданию, а по свободному выбору, создать притягательную ауру книги и библиотеки.
Решению такой задачи способствуют занятия во внеурочное время по программе «Мастерская читателя» для учащихся 5-6 классов и занятия по программе «Читаем и обсуждаем» связанные с чтением и книгой, способствующие общности всех субъектов образовательного процесса. Педагог-библиотекарь тщательно продумывает работу с учащимися, согласовывает с учениками правила и процедуры совместной деятельности, проявляя внимание ко всем предложениям и идеям учеников.
Применяя на практике проблемно-диологическую технологию, педагог-библиотекарь совместно с детьми решает поставленные задачи:
– развивать эстетический вкус и творческие способности;
– способствовать росту читательской активности и продвижению чтения;
– формировать у учащихся представление о специфике театрального искусства;
– добиваться их активного участия и в работе по прикладному искусству, и в работе творческой мысли, и в ораторском искусстве.
Регулярно проводится работа с родителями:
– методическая помощь в проведении родительских собраний;
– оформление информации для родителей на школьных стендах и сайте школы;
– пропаганда культуры чтения и библиотеки на родительских собраниях;
– заседание круглого стола, в рамках творческой недели;
– беседы о праве пользования школьной библиотекой, сохранности фонда библиотеки;
– обзоры новых поступлений.
Консультативно-информационная работа с педагогическим коллективом, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году, информирование учителей о новых поступлениях учебной и методической литературы, оказание методической помощи к уроку и при подготовке к внеклассным мероприятиям, проведение совместных мероприятий.
Кроме массовой работы педагогом – библиотекарем постоянно проводится индивидуальная и групповая работа с учащимися и учителями. Это индивидуальные беседы на абонементе с целью изучения читательского спроса и интереса читателей, консультирование, обучение пользованию информацией, подборка и поиск нужной информации.
12 апреля 2022 года в Краснодарском государственном институте культуры состоялось торжественное открытие II Всероссийского конкурса «Чтение. Библиотека. Творчество».
Каждый школьник или студент смог проявить себя в интересном и развивающем процессе соревнования перспективных идей в области продвижения книги и чтения.
В конкурсе приняли участие 85 учеников 9-11 классов и студентов средних профессиональных учебных заведений Краснодарского края, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Свердловской областей, республики Адыгея, республики Крым, Карачаево-Черкесской республики, республики Татарстан, Хабаровского края и других регионов Российской Федерации.
Все участники прошли два этапа. Первый- заочный, учащиеся писали эссе «Я читатель: книга, открывшая мне мир». Преодолев первое испытание, наши конкурсанты включились во второй, очный, этап, где нужно было пройти тестирование и разработать инновационный проект по продвижению книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде.
На выбор были предложены три номинации:
«Продвижение книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде»,
«Библиотека будущего: от идеи до реальности»,
«Я библиоволонтёр».
Наши девятиклассники выбрали проекты в номинации «Продвижение книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде».
14 апреля были подведены итоги конкурса:
1 место – Ангелов Ярослав Александрович.
2 место – Полянский Александр Максимович.
От всей души поздравляем учащихся 9 «А» класса ЧОУ СОШ «Альтернатива»!
Желаем дальнейших побед и творческих успехов!
Государственное бюджетное учреждение культуры «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых» при поддержке министерства культуры Краснодарского края, Российской библиотечной ассоциации с 3 по 7 июня 2019 года провела Всероссийский библиотечный форум «Книга. Библиотека. Общество» по теме «Современная детская библиотека: вызовы общества и времени»
Коняшкина Ольга Алексеевна, педагог-библиотекарь 5 июня на выездном заседании в Центральной детской библиотеке им. Крупской МБУ ЦСДБ транслируя опыт работы библиотекарей-практиков, выступила по теме «Эффективность сотрудничества школьных и детских библиотек»
Сегодня, как никогда необходимо профессиональное партнѐрство, координация сил, ресурсов, профессиональных методик нацеленных на совместное решение общих проблем и задач в деятельности школ и массовых библиотек в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов.
Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников. Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
В условиях нашего учебного образовательного учреждения мы стремимся создать развивающую образовательную среду, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ученика.
Наша цель оживить теоретические знания, приобретенные во время учебных и библиотечных занятий, приобщить учащихся школы к более активному пользованию библиотекой, помочь им использовать полученные знания в творческой и учебной работе.
В связи с этим нами была разработана и реализуется программа «Формирование читательской компетентности школьников» которая соответствует с нормативным документам и приоритетными направлениями современного образования. Программа является надпредметной и предусматривает использование возможностей школы полного дня. Образовательная деятельность выстраивается в русле педагогики сотрудничества и сотворчества; использования возможностей современных образовательных ресурсов. Значим потенциал информационного обмена и партнерских отношений, в нашем случае с такими организациями, как: Русская Ассоциация Чтения, Российская государственная Детская библиотека, Краевая библиотека им. братьев Игнатовых.
Совместная работа в этих направлениях дает учащимся возможность глубже выражать свою мысль, что благоприятно отражается на учебных занятиях. Занимательные задания способствуют развитию логики, мышления, пространственных представлений, воображения, расширению кругозора и общей осведомленности об окружающем мире. Таким образом, играя, можно решать серьезные проблемы современности.
Наша совместная деятельность по развитию учебных и творческих интересов учащихся дает целый спектр возможностей для формирования и реализации читательских компетенций. Мы, ориентируясь на позитивное сотрудничество, стараемся создать условия для приобретения опыта публичного выступления, развития речи и мышления, познавательной активности, развития творческих способностей учащихся. В этом нам активно помогает отдел обслуживания детей от 11 до 15 лет. Вместе был разработан рабочий план реализации сотрудничества, который мы успешно реализовали в этом учебном году.
Участие в различных формах работы на основе прочитанного, стремление не остаться в стороне или даже выиграть в дискуссии или конкурсе – это внешние стимулы читательской деятельности.
Организация школой конкурсов в сотрудничестве с библиотекой, издательствами, культурными центрами, музеями и другими партнёрами еще больше усиливает эффект программ поддержки чтения. Весомость тематики и значительное количество участников предъявляют серьёзные требования к составу жюри, так на собственном опыте мы убедились, что от этого зависит не только авторитет организатора конкурса, но и превращение конкурсантов из разовых участников библиотечных проектов в постоянных читателей. Отрадно отметить, что Краевая библиотека всегда охотно откликается на нашу просьбу ввести в состав жюри Всероссийского очно-заочного литературно-творческого конкурса чтецов «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» своих сотрудников.
Как показывает наш опыт сотрудничества в ходе коллективной или групповой работы формируется эмоциональный интеллект школьника, который и порождает личностную устойчивую мотивацию к чтению, ведь человек при этом становится частью особой читательской среды, а это как раз то, что формирует личность.