Школьная библиотека |
Педагог-библиотекарь ЧОУ СОШ “Альтернатива”
Коняшкина Ольга Алексеевна,
высшая квалификационная категория.
Образование – высшее, Краснодарский государственный
институт культуры, библиотечный факультет.
Присуждена квалификация библиотекарь, библиограф.
Тема самообразования: Формирование читательской грамотности через овладение современными технологиями работы с книгой.
Деятельность библиотеки регламентируется соответствующим Положением.
В условиях нашего учебного образовательного учреждения мы стремимся создать развивающую образовательную среду, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ученика.
Наша цель оживить теоретические знания, приобретенные во время учебных и библиотечных занятий, приобщить учащихся школы к более активному пользованию библиотекой, помочь им использовать полученные знания в творческой и учебной работе.
Системный кризис читательской культуры и, как его проявление – снижение интереса к чтению, возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе, увеличение количества потоков информации определили необходимость оперативного педагогического отклика на современную ситуацию с уровнем читательского развития школьника.
Коняшкина Ольга Алексеевна тщательно продумывает работу с учащимися, согласовывает с учениками правила и процедуры совместной деятельности, проявляя внимание ко всем предложениям и идеям учеников.
Динамика учебного сотрудничества просматривается как последовательное движение ученика: от сотрудничества с педагогом, к самообразованию и далее к сотрудничеству со сверстниками и социумом.
Сопроводительные документы:
Основные задачи библиотеки:
- Формирование творческой личности школьника, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.
- Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
- Предоставление возможности для создания и использования информационной базы: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.
- Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
- Обеспечение учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей, учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности.
- Содействие реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.
- Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
- Оказание содействия и принятие участия в мероприятиях, проводимых в рамках творческой недели и подготовки научной конференции школьников.
- Оказание помощи в проектной деятельности учащихся и учителей.
- Формирование комфортной библиотечной среды
Основные функции библиотеки:
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей в концепции школы формирование позиции школьника как активного участника образовательного процесса.
Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида и носителя.
Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Количество учащихся 145, из них читателей 92
- Количество учителей 25, из них читателей 25.
- Другие работники и родители 16.
- Книжный фонд составляет – 5944 единицы, из них 2591 – учебники, 3070 – художественная литература, 165 – методическая литература, 118 экземпляров – электронные пособия.
Фонд дополнительной литературы включает: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке,
физической культуре и спорту, экологии, справочные и периодические издания. Читальный зал стационарно оборудован мультимедийным проектором и экраном, автоматизированным рабочим местом
библиотекаря, электронными книгами и спектаклями -13 штук, художественными фильмами на основе художественной и документальной литературы. Имеется компьютерная зона 2 места с доступом
в Интернет и 2 места для учащихся без доступа в интернет.
Для своевременного и качественного информирования участников образовательного процесса в библиотечно-информационном центре своевременно обновляются информационные
стенды.
Решением педсовета от 30.08.2019 № 1 утвержден список учебной литературы частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Альтернатива» на 2019-2020 учебный год.
Контрольные показатели
Показатели |
2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Количество учащихся | 144 | 145 | 151 |
Количество читателей | 171 | 192 | 177 |
Из них учащиеся | 135 | 135 | 145 |
учителя | 25 | 25 | 26 |
Посещений | 2374 | 2378 | 2420 |
Книговыдач | 3745 | 3800 | 3812 |
Книгообеспеченность учебной литературой | 100% | 100% | 100% |
Читаемость | 17,6 | 17,3 | 17,8 |
Посещаемость | 17,4 | 17,4 | 17,5 |
Обращаемость | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
2020/2021 Книжный фонд составляет 6062 единицы, из них 2625 – учебники,
2671-художественная литература, 165- методическая литература,118 экземпляров электронные пособия
Обеспечение образовательного процесса официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой
Обслуживание учащихся школы проводится согласно расписанию работы библиотеки, с целью выявления задолжников проводился регулярный просмотр читательских формуляров, беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения.
Режим работы библиотеки:
Понедельник, вторник, среда, пятница: с 8.30 до 16.00
Четверг: методический день
Суббота, Воскресенье: выходной.
Последний день каждого месяца: санитарный (обслуживание читателей не производится).
Библиотечно-библиографические и информационные уроки проводятся согласно плану работы школьной библиотеки. К библиотечным урокам разработаны и оформлены презентации.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.
Главная задача, которую ставит перед собой педагог-библиотекарь заинтересовать ребенка и побудить его взять книгу в руки не по заданию, а по свободному выбору, создать притягательную ауру книги и библиотеки.
Решению такой задачи способствуют занятия во внеурочное время по программе «Мастерская читателя» для учащихся 5-6 классов и занятия по программе «Читаем и обсуждаем» связанные с чтением и книгой, способствующие общности всех субъектов образовательного процесса. Педагог-библиотекарь тщательно продумывает работу с учащимися, согласовывает с учениками правила и процедуры совместной деятельности, проявляя внимание ко всем предложениям и идеям учеников.
Применяя на практике проблемно-диологическую технологию, педагог-библиотекарь совместно с детьми решает поставленные задачи:
– развивать эстетический вкус и творческие способности;
– способствовать росту читательской активности и продвижению чтения;
– формировать у учащихся представление о специфике театрального искусства;
– добиваться их активного участия и в работе по прикладному искусству, и в работе творческой мысли, и в ораторском искусстве.
Регулярно проводится работа с родителями:
– методическая помощь в проведении родительских собраний;
– оформление информации для родителей на школьных стендах и сайте школы;
– пропаганда культуры чтения и библиотеки на родительских собраниях;
– заседание круглого стола, в рамках творческой недели;
– беседы о праве пользования школьной библиотекой, сохранности фонда библиотеки;
– обзоры новых поступлений.
Консультативно-информационная работа с педагогическим коллективом, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году, информирование учителей о новых поступлениях учебной и методической литературы, оказание методической помощи к уроку и при подготовке к внеклассным мероприятиям, проведение совместных мероприятий.
Кроме массовой работы педагогом – библиотекарем постоянно проводится индивидуальная и групповая работа с учащимися и учителями. Это индивидуальные беседы на абонементе с целью изучения читательского спроса и интереса читателей, консультирование, обучение пользованию информацией, подборка и поиск нужной информации.
12 апреля 2022 года в Краснодарском государственном институте культуры состоялось торжественное открытие II Всероссийского конкурса «Чтение. Библиотека. Творчество».
Каждый школьник или студент смог проявить себя в интересном и развивающем процессе соревнования перспективных идей в области продвижения книги и чтения.
В конкурсе приняли участие 85 учеников 9-11 классов и студентов средних профессиональных учебных заведений Краснодарского края, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Свердловской областей, республики Адыгея, республики Крым, Карачаево-Черкесской республики, республики Татарстан, Хабаровского края и других регионов Российской Федерации.
Все участники прошли два этапа. Первый- заочный, учащиеся писали эссе «Я читатель: книга, открывшая мне мир». Преодолев первое испытание, наши конкурсанты включились во второй, очный, этап, где нужно было пройти тестирование и разработать инновационный проект по продвижению книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде.
На выбор были предложены три номинации:
«Продвижение книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде»,
«Библиотека будущего: от идеи до реальности»,
«Я библиоволонтёр».
Наши девятиклассники выбрали проекты в номинации «Продвижение книги, чтения, библиотеки в виртуальной среде».
14 апреля были подведены итоги конкурса:
1 место – Ангелов Ярослав Александрович.
2 место – Полянский Александр Максимович.
От всей души поздравляем учащихся 9 «А» класса ЧОУ СОШ «Альтернатива»!
Желаем дальнейших побед и творческих успехов!
Государственное бюджетное учреждение культуры «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых» при поддержке министерства культуры Краснодарского края, Российской библиотечной ассоциации с 3 по 7 июня 2019 года провела Всероссийский библиотечный форум «Книга. Библиотека. Общество» по теме «Современная детская библиотека: вызовы общества и времени»
Коняшкина Ольга Алексеевна, педагог-библиотекарь 5 июня на выездном заседании в Центральной детской библиотеке им. Крупской МБУ ЦСДБ транслируя опыт работы библиотекарей-практиков, выступила по теме «Эффективность сотрудничества школьных и детских библиотек»
Сегодня, как никогда необходимо профессиональное партнѐрство, координация сил, ресурсов, профессиональных методик нацеленных на совместное решение общих проблем и задач в деятельности школ и массовых библиотек в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов.
Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников. Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
В условиях нашего учебного образовательного учреждения мы стремимся создать развивающую образовательную среду, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ученика.
Наша цель оживить теоретические знания, приобретенные во время учебных и библиотечных занятий, приобщить учащихся школы к более активному пользованию библиотекой, помочь им использовать полученные знания в творческой и учебной работе.
В связи с этим нами была разработана и реализуется программа «Формирование читательской компетентности школьников» которая соответствует с нормативным документам и приоритетными направлениями современного образования. Программа является надпредметной и предусматривает использование возможностей школы полного дня. Образовательная деятельность выстраивается в русле педагогики сотрудничества и сотворчества; использования возможностей современных образовательных ресурсов. Значим потенциал информационного обмена и партнерских отношений, в нашем случае с такими организациями, как: Русская Ассоциация Чтения, Российская государственная Детская библиотека, Краевая библиотека им. братьев Игнатовых.
Совместная работа в этих направлениях дает учащимся возможность глубже выражать свою мысль, что благоприятно отражается на учебных занятиях. Занимательные задания способствуют развитию логики, мышления, пространственных представлений, воображения, расширению кругозора и общей осведомленности об окружающем мире. Таким образом, играя, можно решать серьезные проблемы современности.
Наша совместная деятельность по развитию учебных и творческих интересов учащихся дает целый спектр возможностей для формирования и реализации читательских компетенций. Мы, ориентируясь на позитивное сотрудничество, стараемся создать условия для приобретения опыта публичного выступления, развития речи и мышления, познавательной активности, развития творческих способностей учащихся. В этом нам активно помогает отдел обслуживания детей от 11 до 15 лет. Вместе был разработан рабочий план реализации сотрудничества, который мы успешно реализовали в этом учебном году.
Участие в различных формах работы на основе прочитанного, стремление не остаться в стороне или даже выиграть в дискуссии или конкурсе – это внешние стимулы читательской деятельности.
Организация школой конкурсов в сотрудничестве с библиотекой, издательствами, культурными центрами, музеями и другими партнёрами еще больше усиливает эффект программ поддержки чтения. Весомость тематики и значительное количество участников предъявляют серьёзные требования к составу жюри, так на собственном опыте мы убедились, что от этого зависит не только авторитет организатора конкурса, но и превращение конкурсантов из разовых участников библиотечных проектов в постоянных читателей. Отрадно отметить, что Краевая библиотека всегда охотно откликается на нашу просьбу ввести в состав жюри Всероссийского очно-заочного литературно-творческого конкурса чтецов «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» своих сотрудников.
Как показывает наш опыт сотрудничества в ходе коллективной или групповой работы формируется эмоциональный интеллект школьника, который и порождает личностную устойчивую мотивацию к чтению, ведь человек при этом становится частью особой читательской среды, а это как раз то, что формирует личность.